Как читать благодарственные молитвы по Святом Причащении на русском и церковнославянском языках

Молитвы

Каждый православный христианин должен не только пройти таинство Крещения, но и регулярно исповедоваться и причащаться, особенно если впереди такое важное событие, как венчание. Между тем и эти процедуры требуют определенной подготовки, которая в первую очередь сводится к вычитыванию молитв.

Какие молитвы читают по Святом причащении

Причастие считается одним из главных православных ритуалов, поэтому рекомендуется подойти к этому вопросу со всей ответственностью. При этом в основе самого таинства лежит благодарение Всевышнего, ради чего, собственно, и совершается литургия.

А чтобы понять всю суть ритуала, стоит немного углубиться в историю, рассказанную еще в Священном Писании. Так, первое Причастие за весь период существования христианства состоялось во время Тайной вечери, после которой Христос подвергся жестокой казни.

Первое Причастие за весь период существования христианства состоялось во время Тайной вечери

И именно это событие послужило поводом для того, чтобы прихожане регулярно совершали таинство с условной жертвой в виде хлеба (просвир) и красного вина, символизирующих плоть и кровь умершего за людские грехи Спасителя.

Со временем к проведению ритуала стали предъявляться все новые и новые требования, и сегодня за 2-3 дня до его проведения необходимо соблюдать пост, читать Библию специальные молитвы. Не допускать греховных мыслей и не совершать дурных поступков следует и после таинства, хотя в идеале следует вести праведный образ жизни и без особого на то повода.

Что касается молебнов, то обычно принято читать Благодарственную Господу и Царице Небесной, а также обращаться к таким святым, как Василий Великий и Симеон. Читают также тропари и кондаки, которые вовсе не обязательно учить наизусть, используя вместо этого молитвословы.

Важно! Взывать к Всевышнему можно не только в храме, но и у себя дома, используя светлые лики Христа, Святой Троицы, Богородицы и небесных угодников.

Особенности чтения благодарственных молитв

Обычно молитвы вычитывают уже после причащения, но, прежде всего, отойдя от чаши, необходимо осенить себя крестом, попутно произнеся короткое хвалебное обращение «Слава Тебе, Боже». Далее инициатива переходит к священнослужителю, проводившему обряд причастия, который зачитывает все перечисленные выше молитвы, вкладывая в них всю искренность и силу православной веры.

blobid1584044457363.jpg
Можно не только вычитывать молитвенные тексты самостоятельно, но и приглашать в дом священника

Нередки ситуации, когда верующий не может посетить храм, при этом остро нуждаясь в проведении обряда. В этом случае можно не только вычитывать молитвенные тексты самостоятельно, но и приглашать в дом священника. Кроме того, имеет смысл прослушивать молитвослов в аудиозаписи, что особенно актуально для пожилых и незрячих людей.

Тексты на русском и церковнославянском языке

Разобравшись со значением и порядком проведения таинства, можно переходить к изучению самих молебнов, без которых, как известно, проведение причастия становится невозможным. Стоит отметить, что читают эти воззвания к Всевышнему и другим небесным покровителям, также способным творить чудеса, в строго определенной последовательности, несоблюдение которой считается недопустимым.

Первая молитва Господу Богу

Самый первый молебен содержит в себе обращение к Господу, однако произносить его следует только после слов «Слава Тебе, Боже!», которые необходимо повторять трижды. Что касается текста самой молитвы, то речь идет о следующем универсальном писании:

“Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих. Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего; чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.”

Значение этого обращения очень сильное и заключается в том, чтобы поблагодарить Всевышнего за его всепрощение, невзирая на регулярно совершаемые кающимся вольные и невольные прегрешения. Крайне важно произносить эти слова с большой верой, поскольку неправильная или слишком поверхностная подготовка к Причастию сильно отдаляет христианина от Господа.

От Святого Василия Великого

Обращение к Господу словами этого святого, известного при жизни как праведного богослова и автора многих священных текстов, признанного одним из церковных отцов, также таит в себе большой смысл. Заключается он в том, что во время очередного своего благодарения, прихожанин просит Всевышнего сохранить до конца его жизни возможность участия в таинстве, позволяющем очиститься от совершенных ранее грехов. При этом сам текст выглядит следующим образом:

“Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин. И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под защитою Твоею в тени крыльев Твоих, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную. Ибо Ты — Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.”

От Симеона Метафраста

Имеет большое значение и молитва, составленная этим известным деятелем из знатной семьи, которому довелось жить и творить еще в XX веке в Византии, в результате чего были составлены жития многих святых, дошедшие до наших дней. Суть этого короткого, но очень сильного текста заключается в прошении об искуплении грехов и очищении души, которая должна непременно стать обителью Святого Духа.

“Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих. Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их — Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света. Ибо Ты, Милостивый, — Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.”

Молитва Иисусу Христу

Четвертый молебен вновь обращает причащающегося к Христу, позволяя ему просить прощения за совершенные ранее греховные поступки, а также молить Господа о добром здравии, процветании и душевной гармонии.

“Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.”

Пресвятой Богородице

Молитва адресуется Божьей Матери, которая является самой могущественной семейной покровительницей, дарующей грешникам свет и надежду на праведное исцеление. В этом молебне причащающийся просит не только о собственном благополучии и всепрощении, но и сохранении своего покаянного настроя в течение всей оставшейся жизни.

“Пресвятая Владычице Богородице, свет помраченной души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения. И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.”

Трисвятое

Обязательным является обращение и к Святой Троице – Отцу, Сыну и Святому Духу, которое повторяется трижды в короткой, но от этого не менее емкой и значимой хвалебной молитве.

“Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.”

Тропарь Иоанну Златоусту

После всех молебнов читаются  тропари, под которыми подразумеваются короткие церковные стихи-обращения к небесным угодникам. Такое обращение можно распевать, однако в случае с Причастием рекомендуется останавливаться на чтении, выбирая тропарь к покровителю всех страждущих Иоанну Златоусту.

“Из уст твоих воссиявшая благодать, как светоч огненный, просветила вселенную. Не сокровище сребролюбия приобрела она для мира, но показала нам высоту твоего смиренномудрия. Отче Иоанне Златоусте, уча нас своими писаниями, моли Слово — Христа Бога о спасении наших душ.”

Благодарение Григорию Двоеслову

Зачитывается и тропарь, позволяющий обращаться за благодатью к святому Григорию Двоеслову (глас 4). В нем же причащающийся выражает свою искреннюю признательность высшим силам.

“Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, — потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, — Его моли да спасёт души наши.”

Чем обоснована очередность чтения в молитвослове

Молитва – это не что-то хаотичное, а четко структурированное обращение к небесным покровителям, последовательность которого позволяет ясно излагать суть воззвания прихожан. Священная процедура Причастия в этом плане не является исключением из правил, поэтому воцерковленные люди стараются придерживаться строго определенной очередности в изложении собственных мыслей.

blobid1584044479455.jpg

Ну и конечно, в любое обращение необходимо вкладывать всю свою душу, иначе она теряет всякий смысл. Поверхностное прочтение и вовсе вредит прихожанам, поэтому можно часть текста произносить своими словами, но от души.

Оцените статью
Эзотеркин
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Катя

    Может я ошибаюсь, но можно и простыми словами помолиться и поблагодарить . Важно искренне.

    Ответить